«ПРАВОСЛАВНЫЕ КУБИНЦЫ СЛУЖАТ МОСТОМ МЕЖДУ НАШИМИ КУЛЬТУРАМИ»
admin - 27.12.2022Иерей Савва Гаглоев родился в Южной Осетии, но волею Божьей сегодня он настоятель Казанского храма Гаваны и представитель Русской Православной Церкви на Кубе. В большом интервью он рассказывает о глубине кубинской культуры и цивилизационных отличиях, православии на Острове свободы и тайне обращения местных, взаимодействии с российской дипмиссией и священнической ответственности, святынях страны и ее красоте.
– Отец Савва, как Вы пришли к вере?
– Родился в 1973 году в живописном уголке Советского Союза, в удивительно прекрасной своей природой и, конечно же, народом Южной Осетии, в семье учителей. Отец был директором школы и преподавателем математики и физики, а мать – учителем биологии и химии. Отец состоял в компартии. Семья, в которой я рос, была светской, но в силу специфики региона сохранялись обычаи и традиции предков. Отмечались религиозные праздники. Ни одна праздничная трапеза не обходилась без обращения к Богу, Божией Матери и небесным силам. Это было и остается органичной частью местной культуры, поэтому о моем обращении от неверия к вере как о некоем поворотном пункте можно говорить условно. Скорее, уместнее говорить о более глубоком осмыслении веры, и это связано с возникновением экзистенциальных вопросов в период моей учебы еще в старших классах средней школы. Вопросы о смысле жизни, о вечности, о бессмертии души, о Христе и сродные с ними вопрошания.
– А священником почему решили стать?
– Священником следует становиться, если есть призвание. И могу твердо сказать, что такое призвание в себе чувствовал. Именно оно помогло мне преодолеть все препятствия и вопреки обстоятельствам (тогда Южная Осетия пребывала практически в осадном положении) поступить в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. В школе питал любовь и к естественным, и к гуманитарным предметам, поэтому было сложно сделать выбор – одно предпочесть другому. Духовное образование, мне казалось, является интегральным, потому что оно объемлет все сферы жизни и знаний. В определенном смысле так оно и есть.
Духовное образование является интегральным, оно объемлет все сферы жизни и знаний
– Но главный вопрос: «Как Вы оказались на Кубе?»
– Это история о провидении. В сентябре 2011 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, в Даниловом монастыре Москвы я был рукоположен во священники Святейшим Патриархом Кириллом. Спустя несколько месяцев меня направили в командировку на Северный Кавказ в помощь правящему архиерею во вновь учрежденную Владикавказскую и Махачкалинскую епархию. В 2017 году, после завершения командировки, мне было предложено выбрать дальнейшее место служения в США или на Кубе. Мой выбор – Остров свободы.
Должен сказать, что перед дорогой за океан посетил приснопамятного архимандрита Власия, духовника Пафнутьево-Боровского монастыря, и получил его благословение на поездку. С его отеческим напутствием и отправился я на место своего нынешнего служения. Его благословение и молитвы служат мне опорой и поддержкой.
– Первое впечатление. Может, был культурный шок? Расскажите, что Вам и тогда, и сегодня бросается в глаза в части образа жизни, менталитета, каких-то правил и общественных установок, вообще в жизни на Кубе.
– Шока не было, но действительно понадобилось время, чтобы привыкнуть к новой реальности, в которой оказался Промыслом Божиим. Иногда мне не верилось, что отныне живу здесь, на Кубе. В очевидное надо было еще поверить, прикладывая определенные усилия. Куба – страна, принадлежащая другой цивилизации, страна с богатой и драматичной историей. Об отличиях можно говорить долго, это тема для отдельного обстоятельного и вдумчивого разговора.
Главные отличия, как мне кажется, всегда заключаются в тонкостях, в глубинных слоях культуры, и их обнаружение и осмысление требуют немалого мастерства и знаний. На поверхности, конечно, много отличий, но вряд ли в этом следует полагать инаковость и уникальность той или иной страны. Как, к примеру, невозможно представить Кубу без ретроавтомобилей, это уже часть устойчивого образа страны, но вместе с тем очевидно, что не в этом следует полагать, выражаясь наукообразно, идиосинкразию Кубы.
– Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на родину?
– Познавать новое всегда интересно. Мы, вся моя семья – супруга и двое детей – благодарны Богу за эту возможность, за опыт жизни на Кубе. Болезненной ностальгии, слава Богу, нет. А думы о родине никогда не покидают сердце. Да и жизнь не всегда строится на желаниях, есть еще и долг, и послушание, и прочие обстоятельства.
Жизнь не всегда строится на желаниях, есть еще долг и послушание
– Расскажите о жизни на Кубе. Люди, атмосфера, плюсы и минусы. Дайте расширенную картину того, как выглядит страна глазами русского человека.
– С точки зрения русского человека на Кубе круглогодичное лето, так как он и зимой может спокойно купаться в здешних морях. Обилие солнечного света задает позитивный настрой всей атмосфере жизни на Острове. Народ открытый, талантливый. Не побоюсь сказать, Куба – музыкальная столица Центральной Америки. Здесь обилие музыкантов, танцоров и художников. У кубинцев прирожденное чувство ритма, большая часть – танцоры от рождения. На высоком уровне находятся отдельные направления медицины, фармакологии. Однако полувековая экономическая блокада тормозит развитие страны, создает условия жизни, которые не все могут вынести. Наблюдается серьезный отток населения. Люди уезжают в другие страны за лучшей долей для себя и своих детей. Экономические санкции порождают продовольственный и товарный дефицит. Очереди за продуктами и товарами – это повседневная реальность на Кубе. Люди так привыкли к ним, что, говорят, в эмиграции испытывают ностальгию по очередям. Проводя часы в очередях, люди общаются, обмениваются информацией. Очереди из простого ожидания превратились в социокультурный феномен. Но, несмотря ни на что, кубинцы не унывают и сохраняют веру в свою страну и ее будущее. Есть такая поговорка: «Там, где есть хотя бы один кубинец, там – победа».
– Сколько лет насчитывает история православия на Острове свободы?
– Присутствие Русской Православной Церкви на Кубе восходит к рукоположению первого православного кубинца в священный сан в 1971 году. Им стал представитель гаванской интеллигенции Хулио Домингес Гарсиа. Рукоположение по просьбе православной общины совершил архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснаков), экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Центральной и Южной Америке. Тогда же и был учрежден приход храма в честь равноапостольных Константина и Елены. Община в основном состояла из греков и русских. До этого исторического события на Кубу, бывало, приезжали священники Константинопольской Церкви, но институционального присутствия ни у одной из Церквей не было. Храм Константино-Еленинского прихода вскоре был закрыт официально по причине «аварийного состояния», сама община просуществовала дольше, но без храма и богослужебной жизни говорить о полноценном приходе не приходилось.
– Сколько сегодня приходов в епархии, к которой относится Куба? Как много здесь православных на Кубе в наши дни и каких юрисдикций?
– Наш приход не входит ни в одну епархию. Помимо нас на Кубе присутствует Константинопольский Патриархат. У них три храма в разных городах и целый ряд небольших евхаристических приходских общин по всему Острову. Гаванский храм Константинопольской Церкви соседствует с Казанской церковью. Православных на Кубе немного. Более того, в силу высокого уровня миграции наблюдается сокращение численного состава религиозных общин, в том числе и православных.
– Теперь к приходу. Сначала – об истории его основания. Как родилась идея построить здесь храм и кто были инициаторами этого доброго дела?
– Благоприятные условия для создания нового прихода и строительства храма возникли в 2000-е годы. Тогда по просьбе части наших соотечественников на Кубе во главе с Тамарой Львовной Блакхуд Эрнандес сюда из Москвы был направлен иеромонах Маркелл (Фанышев), естественно, по согласованию с руководством страны. Вскоре в ходе встречи лидера Кубинской революции и митрополита Кирилла (нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) была достигнута договоренность о строительстве русского храма в Гаване. Строительство началось в 2006 году, и уже 19 октября 2008 года состоялось его освящение. Новый храм был посвящен Казанской иконе. Строительство велось за счет кубинской стороны. Из России были доставлены купола, иконостас, необходимое внутреннее убранство и богослужебная утварь.
После иеромонаха Маркелла (Фанышева) поочередно настоятелями прихода были иеромонах Меркурий (Горбов), протоиереи Владимир Клюев, Вячеслав Бачин и Димитрий Орехов. Последний был моим предшественником. К моменту моего приезда на Кубу в 2017 году был жив и протоиерей Хулио Домингес. К сожалению, вскоре он скончался. Хотя не удалось встретиться с ним при его жизни, но мне выпала честь совершить отпевание и проводить его в последний путь. Вот такая преемственность в истории русского православия на Кубе.
– На сегодня община большая? Состоит из русских или же есть представители других национальностей, в том числе местные?
– Община небольшая. Часть ее составляют командированные на Кубу дипломаты и работники различных организаций. На службе можно увидеть как русских, так и украинцев, белорусов, сербов, болгар, румын. Часть прихода составляют кубинцы, которые сознательно приняли православие. Состав смешанный. Но, помимо собственно общины, есть широкий круг лиц, с которыми поддерживаем дружеские отношения, они – наши частые гости. Одни из них – нерелигиозные люди, другие – на пути к вере, но всех их объединяет любовь к русской культуре. Их можно назвать ассоциированными членами нашей общины.
Состав смешанный, часть прихода составляют кубинцы, сознательно принявшие православие
– Есть ли какая-то закономерность в мотивации тех или иных прихожан-соотечественников, перебравшихся на Кубу из России и других территорий «русского мира»?
– Большая часть наших соотечественников – женщины, которые в советский период и позже вышли замуж за кубинцев. Соответственно, все здесь по любви.
– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в православие или просто интересный случай.
– По-настоящему ярких примеров не могу привести, но есть случаи, когда кубинцы проявляли живой неподдельный интерес к православию. Порой не зная русского языка и культуры, они посещали все воскресные службы, без устали внимая пению, чтению молитв и проповедям, постепенно становясь членами приходской общины. Таких людей мне доводилось крестить или принимать в православие. Здесь есть определенная тайна, которая вызывает благоговение и отчасти удивление. Тайна обращения человека к Богу вопреки культурным и, может быть, даже цивилизационным препонам.
В общине у нас есть чтец, кубинец Дмитрий, по матери он русский. Обычно таких людей здесь называют «половинки», но он себя считает стопроцентным кубинцем и стопроцентным русским. И это действительно так. Глубина его знаний православия, русской культуры и языка впечатляет. Такое ощущение, что он живет в России, в Москве или в Санкт-Петербурге. Знанием Пушкина, Достоевского невозможно удивить никого, но когда в разговоре на Кубе всплывают имена, к примеру, философов Льва Шестова, Константина Леонтьева, Александра Кожева, отца Павла Флоренского, Алексея Лосева, а также здравствующих интеллектуалов, широко известных лишь в узких кругах, то это более, чем впечатляет. Такие люди служат живым мостом между нашими странами и культурами.
– Поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужения? Есть какие-то особенности в совершении служб, возможно, сложились местные традиции и есть особо почитаемые праздники?
– Службы в нашем храме совершаются на двух языках: церковнославянском и испанском. Бывают случаи, в зависимости от обстоятельств, когда служим преимущественно на церковнославянском языке или, наоборот, – на испанском. Проповедь произношу, как правило, на русском, но она сопровождается синхронным переводом на испанский язык стараниями Дмитрия Приэто.
Службы в нашем храме совершаются на двух языках: церковнославянском и испанском
На Кубе особо почитается святой Лазарь из притчи о богаче и Лазаре, которого кубинские католики считают историческим персонажем, а также великомученицу Варвару, в Гаване чтят святого Христофора, покровителя столицы. В день столицы страны, 16 ноября, по улицам Старой Гаваны проходит процессия с ее скульптурным образом.
– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане?
– Главное событие приходской жизни – это Евхаристия. Именно Литургия служит основным объединяющим фактором. Обычно после богослужений прихожане не расходятся, а остаются на чаепитие, а точнее – на кофепитие, при этом на этих внебогослужебных собраниях мы часто совместно читаем и обсуждаем различные тексты духовного и общекультурного характера. Прихожане, естественно, вносят лепту в содержание храма, но в целом мы находимся на содержании Московского Патриархата. Как таковых, в формальном юридическом смысле, приходского совета или приходского собрания у нас нет.
На внебогослужебных собраниях мы совместно читаем и обсуждаем тексты духовного характера
– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать?
– При храме до пандемии действовали курсы русского и испанского языков, библейские курсы. Всё это предстоит возобновить. Совместно с Россотрудничеством и Координационным советом соотечественников при храме проводятся различные мероприятия. К примеру, День семьи, любви и верности, мемориальная акция «Свеча памяти», посвященная памяти миллионов погибших в годы Великой Отечественной войны, рождественская елка для детей и даже Международный женский день 8 марта, ведь основная часть диаспоры – это женщины с советским прошлым.
Совместно с консульскими работниками временами посещаю заключенных россиян в кубинских тюрьмах. По возможности стараемся помогать им и духовно, и материально. В основном социальное служение сводится к взаимоподдержке внутри приходской общины, но иногда осуществляем и сборы помощи для пострадавших от различного рода катаклизмов, как правило, ураганов.
– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода последних лет.
– Самым ярким, резонансным событием в период моего служения стало празднование 10-й годовщины освящения храма. Праздничное богослужение возглавил нынешний митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В ходе его пребывания на Кубе состоялся ряд встреч: с нунцием Ватикана на Кубе, с римско-католическим архиепископом Гаваны, с главным историком Гаваны, ныне покойным Эусебио Леалем, ответственным за сохранение исторического наследия Старой Гаваны и сыгравшим значительную роль в открытии нашего храма. При храме был дан прием в честь юбилея.
К этой дате удалось провести, по нашим меркам, масштабные работы: полностью покрасить фасады храма, колокольни и приходского дома, а также отшлифовать мраморные полы в храме, отремонтировать систему кондиционирования в нем. К юбилею также подготовили детский молитвослов на испанском языке с оригинальными иллюстрациями местного художника с русскими корнями по материнской линии Эрнесто Литвинова.
Из самых последних ярких событий могу указать на передачу 17 ноября этого года в дар нашему храму иконы святого праведного Федора Ушакова с частицей его мундира. Икона была преподнесена министром Правительства Москвы, руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергеем Черёминым, посетившим Кубу в рамках Дней Москвы в Гаване. Это дар настоятеля Рождество-Богородичного Синоксарского мужского монастыря архимандрита Иннокентия (Руденко) нашему храму, за что мы ему премного благодарны и признательны.
– Поддерживаете на уровне прихода связи с родиной?
– Удаленность от родины, конечно, сказывается и не может не затруднять взаимодействие. Но бывают и исключения. К примеру, было упомянуто об издании молитвослова на испанском языке. Так вот, это издание стало возможным благодаря поддержке протоиерея Олега Костромы, председателя информационного отдела Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви.
– Получается (и нужно ли) взаимодействовать с представителями инославных конфессий и других религий?
– Куба – исторически страна католическая. Сильные позиции имеют и различные протестантские общины. Бурно развиваются афрокубинские религиозные культы. Власти заинтересованы в сохранении религиозного мира и согласия. Наш приход в основном взаимодействует с Католической Церковью и различными католическими организациями, например с Общиной святого Эгидия – мирской католической ассоциацией, занимающейся в основном социальным служением, с движением «Focolare». До строительства Казанского храма Католическая Церковь любезно предоставляла свои храмы в Гаване для совершения православных богослужений. Так происходит и сегодня в случае служения за пределами Гаваны.
– Как складываются отношения с государством?
– Отношения с властью уважительные. Специальный отдел в Центральном комитете Коммунистической партии Кубы по взаимодействию с религиозными организациями курирует деятельность последних. С руководителем Отдела у нас самые добрые взаимоотношения. Никаких препятствий со стороны власти нашей деятельности нет, наоборот, они всегда готовы оказать поддержку и помощь в рамках своих полномочий и возможностей.
– Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать?
– Все мое время уходит на служение в храме и решение связанных с жизнедеятельностью прихода вопросов. К идее совмещения служения и работы отношусь нормально. Все зависит от обстоятельств и от вида деятельности. Конечно, есть такие виды работ, которые мало совместимы со священническим служением. В западном мире работающий православный священник – это обычное явление.
– С какими серьезными духовными вопросами от прихожан Вы, как пастырь, сталкиваетесь в своем служении?
– По долгу службы пастырь призван заниматься духовным окормлением верующих. Окормление, как известно, происходит от «кормило» – руль корабля. Окормлять – это направлять по верной дороге, избегая опасностей. Часто к священнику люди обращаются, оказавшись в сложной ситуации, в надежде получить практический совет и наставление. От совета священника может зависеть судьба человека, например, сохранится или окончательно распадется семья. Бывают такие сложные коллизии, что часто моего жизненного и скромного духовного опыта бывает недостаточно. Тогда выход надо искать в простом человеческом сочувствии, сопереживании и, конечно же, в молитве. Ведь главный наш кормчий – Христос.
– Что считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно на Кубе.
– Во все времена было важно находить баланс между вечным и временным, духом и буквой, содержанием и формой. Беда, когда дух приносится в жертву букве, когда временные интересы, текущая конъюнктура берут верх над универсальными идеалами и вечными ценностями. Мы живем в эпоху головокружительных перемен, тектонических сдвигов во многих сферах жизни. Очень важно как сохранять исторические традиции, так и демонстрировать творческий подход и быть открытыми к новым формам церковной жизни с тем, чтобы не попасть в тенета той или иной культурно-исторической системы, с присущими ей ограничениями.
Можно сказать, что основные линии напряжения пролегают в зоне соприкосновения современности с прошлым, с одной стороны, и с лавинообразно надвигающимся на нас миром будущего, с другой. Эти общие рассуждения имеют, в нашем случае, отношение как к Церкви в целом, так и к отдельно взятой личности в ней.
– Главный урок за годы священнического служения?
– Оглядываясь назад и анализируя свои состояния, действия в различных обстоятельствах, усматриваю в себе недостаток веры и упования на Бога и Божественный Промысл. Мы часто драматизируем ту или иную ситуацию по причине недостатка веры в Бога и доверия Ему. Поэтому, пожалуй, главный урок заключается в том, чтобы больше, если не сказать всецело, полагаться на Бога, вверять Ему всю свою жизнь. Как это рефреном звучит в ектениях: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Когда мы предаем себя Богу, то встаем на путь служения Ему, на стезю, следуя по которой только и можно обрести себя и полноту своего существования.
Главный урок заключается в том, чтобы больше полагаться на Бога, вверять Ему всю свою жизнь
– Если паломник (или путешественник) из России окажется на Кубе, какие места Вы обязательно посоветуете ему посетить?
– По очевидной причине Куба не входит в число стран православного паломничества. Скорее речь можно вести о религиозном туризме с целью знакомства с духовным опытом современных кубинцев.
Если кому-то интересно познакомиться с кубинской религиозностью поближе, то, думаю, следует посетить Эль-Ринкон. Это городок в западной части гаванского пригорода, где находится Сантуарио-де-Сан-Лазаро, католический храм, построенный рядом с больницей для больных проказой и иными кожными инфекциями.
К 17 декабря, дню святого Лазаря, очень почитаемого в этой стране, со всего Острова сюда стекаются десятки тысяч паломников, чтобы выразить преданность святому и принести обещанную жертву за милость, оказанную по их молитвам за себя или близких им людей. Или же вознести молитву об исцелении с обещанием принести определенную жертву. Многие преодолевают путь до храма в десятки и сотни километров на коленях или пешком.
На гаванском некрополе Христофора Колумба, являющимся национальным памятником Кубы и со стороны главного хода увенчанном образами трех добродетелей: милосердием, верой и надеждой, есть самая посещаемая гробница, так называемая Ла-Милагроса-де-Куба (Чудотворная). К погребенной здесь аристократке Амелии Гойри обращаются как к местночтимой святой с молитвами об успешном разрешении родов, о здоровье младенцев и с другими просьбами.
Интересным и незабываемым будет посещение базилики Девы Марии в шахтерском городке Эль-Кобре на восточной части Острова близ первой столицы Сантьяго-де-Куба. Здесь хранится национальная святыня – образ Божией Матери Каридад-дель-Кобре – покровительницы Кубы. По своему духовному и символическому значению для исторической судьбы Кубы его можно сопоставить с нашей Казанской иконой Божией Матери.
– В завершение разговора задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают Вас в трудные минуты жизни? Возможно, с этим даже связана какая-то история.
– В недавнем воскресном евангельском чтении, в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла, Господь наш Иисус Христос обращался к убитому горем начальнику синагоги, только что получившему известие о смерти своей двенадцатилетней дочери, с такими словами: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5: 36). Эти слова должны служить поддержкой каждому христианину в трудный момент его жизни, воодушевлять и укреплять в каждом из нас надежду и упование на милость и благость Божию, Его безмерную любовь к нам грешным.
Беседовал Владимир Басенков
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/pravoslavnye-kubintsy-sluzhat-mostom-mezhdu-nashimi-kulturami/?fbclid=IwAR3S7K6QZpNdimP75SzCI9j8LoK_uXE47vMbStmjdbL8YWBF2eyTQ82AyTM
You may also like
Архивы
Calendar
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |